Модерн – история современности

Дизайн в стиле модерн
МодернМодерн был первым в искусстве стилем, рассчитанным “на всех“, и основан он был на утопической идее преобразования мира по законам искусства. во всяком случае, именно таковым подразумевал его Уильям Моррис (англия), стоявший у истоков модерна и составивший программу нового стиля. Представитель же немецкого направления – известный архитектор Готфрид Земпер – выразил его “основные законы“: воссоединение архитектуры и орнамента, срастание искусства и промышленности, стирание граней между «высоким» и «низким» прикладным искусством.
Сам стиль стал фундаментом более поздних новаций, базирующихся на переустройстве мира по законам гармонии, красоты и соразмерности человеку. Общедоступность прекрасного – лозунг времени. именно это и привело к потребности постоянного художественного изобретения. В результате, сформировалась основа, на которой зиждется современный дизайн с его практикой индивидуализма и бесконечного обновления. Ван де вельде (один из основоположников бельгийской ветви модерна – “ар нуво“, – стоящий в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков) еще в 1894 году говорил: “то, что на пользу лишь одному, сейчас почти неприемлемо, и в будущем обществе почетом будут окружать лишь то, что полезно всем“ . И он оказался прав.
Именно в конце ХІХ века в архитектуре начали широко использовать металлические каркасы, и сформировалась идея эстетической самоценности техники и открытой конструкции, воплощением чего стала Эйфелева башня (инженер Густав Эйфель, архитектор Стефану Совестр), построенная в 1887-89 годах. Архитектура начинает мыслиться от “скелета“, здание строится “изнутри – наружу“, на его фасаде отражается внутренняя планировка, получившая, наконец, ведущую роль.

Цельность стиля
Наша современность отличается ярко выраженным стремлением к индивидуализму. Дом для человека, живущего в ХХІ веке, – это и крепость, и место отдыха, и визитная карточка его увлечений, а также и показатель уровня доходов… Можно сказать, что в утрированной форме подобная идея универсальности зародилась именно в эпоху модерна. В качестве примера можно привести оформление собственного дома анри ван де вельде в Уккле близ Брюсселя, где архитектура, равно как и мебель, живопись на стенах, различные предметы прикладного искусства и даже платье хозяйки – все было спроектировано и исполнено самим мастером в едином стиле. Автор представлял себе целый город, составленный из подобных особняков-крепостей. в программе создания организованной эстетической среды значительное место отводилось архитектуре, которой предстояло организовать все внешнее окружение человека. От этого стиля ведет отсчет “синтез искусства и жизни“ – а это, по сути, и есть главная задача дизайна: сделать жизненную среду красивой и практичной. Очень емко ее охарактеризовал Сергей Дягилев (русский театральный и художественный деятель) в начале хх века, говоря о желании художников “приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы становились бы легче, отдых возможнее, а вся жизнь уютнее и радостнее“ . Чем не девиз современной жизни? Практически, эти слова – сформулированные задачи современного дизайна.

Орнамент
МодернВажная роль принадлежала орнаменту. Он служил не только декором, но и являлся самостоятельной художественной единицей. К примеру, если в искусстве прежних эпох орнаментальный завиток мог украшать предмет, то в модерне сам предмет принимал форму завитка. любимые мотивы этого стиля: цветы (орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), птицы (лебедь, павлин, фазан), животные, листья, деревья. Часто даже само фигуративное изображение стилизуется в орнамент.
Один из ведущих мотивов – волна. Он активно использовался в архитектуре и декоре. Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности течения жизни, изменения и иллюзии. Собственно говоря, в дизайне дня сегодняшнего именно этот мотив широко распространен, достаточно вспомнить подвесные потолки “волной“ и изгибающиеся стены, столь популярные и по сей день. Настенная живопись, все чаще встречающаяся в современных домах, в качестве декоративного элемента также получила распространение на рубеже веков. но на этот раз изображение выполнялось не ради высокой идеи, как раньше, а просто ради красоты.
Стиль базировался на органических формах. В век стремительно развивающегося технического прогресса подобный подход компенсировал недостаток природы в повседневной жизни. Слишком уж резко произошел “переход от лошади – к машине“. По той же причине в современном дизайне часто встречаются растительные мотивы, а декоративные элементы представляют стилизацию природных форм. Хотя существует и значительная разница: если в модерне все растительные элементы “жили“, визуально “двигались“, то в наше время внимание на них фиксируется, как на фотографии.

Цвет и форма
МодернКак и всякому стилю, модерну была присуща любовь к определенным материалам, формам, фактурам. Излюбленными были сочетания дерева и камня, черепицы и штукатурки. Новые веяния в отделке того времени – использование стекла, железа и даже железобетонных конструкций. Пол выкладывали плитками с геометрическим или цветочным орнаментом, составляли замысловатые рисунки из наборного паркета. Частый прием – многоуровневый пол. Стены декорировались обоями с растительным орнаментом, декоративной штукатуркой, нередко встречалось сочетание шелка или краски с деревянными панелями по периметру комнаты.
Цвета предпочитали неяркие, слегка приглушенные. В частности – оттенки и производные от светло-зеленого, лилового, жемчужносерого, а также насыщенные золотые и охристые тона.
При изготовлении мебели преимущественно использовали красное или эбеновое дерево и вишню. Изделия инкрустировали вставками из цветного стекла, слоновой кости, зеркал, перламутра, украшали резьбой. Современная корпусная мебель – прямой потомок конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле модерн.
Художники и архитекторы рубежа веков стремились сформировать жизненное пространство по новым принципам. В интерьере эти стремления выражались благодаря широким, наполненным воздухом пространствам, заполненным цветным светом, проходящим сквозь огромные витражные окна разнообразных, а порой и весьма причудливых форм.

Дизайн интерьера модерн
МодернАссиметричность с динамическим равновесием и ритм – вот те условия, на которых основывается построение форм в модерне. Собственно говоря, и сегодня дизайнеры моделируют пространство интерьера по тем же законам – в том случае, если сложная планировка квартиры требует внесения корректив.
Прием, когда фон и изображение на нем имеют равноценное значение, также сформировался в эту эпоху. Например, фактура стены может быть более выразительна, чем мебельный гарнитур. Или в некоторых современных интерьерах фотография, повешенная на стене, служит больше для того, что бы подчеркнуть саму плоскость стены, чем выражает собственную самоценность.
Еще один прием – акцентирование пятна. Скажем, темная стена в светлой квартире. В модерне подобное встречалось чаще всего в декоративноприкладном искусстве, день сегодняшний сместил акценты в сторону жизненного пространства. И, главное, именно в эту эпоху получила распространение стилизация, точнее – тот ее вариант, когда в сферу интересов мастера входит любой понравившийся ему стиль, но использует он его приемы и формы в контексте современности.
Модерн постоянно пребывал между двумя измерениями: реальностью и условность. Не это ли стало принципом нашей сегодняшней жизни – когда большую часть дня люди проводят в электронном мире? Для стиля характерно пристрастие к отражающим поверхностям, уже в этом проявляется стремление к двоемирию, так ярко получившему воплощение в конце хх века. Не говоря уже о том, что именно в дне сегодняшнем воплотилась мечта города эпохи модерна, рисуемая в воображении архитекторов того времени причудливо-сложным организмом, в котором бы переплелись постройки разного назначения и характера, организмом, “переполненном жизнью“.

Автор: Анастасия Мацело
Источник: Перепланировка квартир


Услуги:

топ
Косметический и капитальный ремонт любых жилых помещений Goodmaster
топ
Теплый пол электро Goodmaster
топ
Поклейка стеклохолста на стены Goodmaster
топ
Ковролин Goodmaster
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи